Видина Алида Августовна
(1926-2010)
Доцент
Кандидат географических наук
Алида Августовна Видина в шестнадцать лет добровольно ушла на фронт биться за свободу и независимость Родины и прошла до победы тяжелыми дорогами войны. В 1943-1945 гг. она служила военным переводчиком на Брянском, Центральном, 1 и 3 Белорусском фронтах, участвовала во взятии Кенигсберга и Берлина, закончила войну знаменитой «встречей на Эльбе». За фронтовые заслуги Алида Августовна Видина была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За боевые заслуги» и другими.
После окончания аспирантуры с 1956 более полувека Алида Августовна Видина работала доцентом и ведущим научным сотрудником кафедры физической географии СССР (ныне – физической географии и ландшафтоведения)
А.А. Видина оказалась среди тех, кто прокладывал новые пути в науке, став одним из первых ландшафтоведов, правой рукой основателя московской ландшафтной школы Н.А. Солнцева. Ее методическим разработкам, инициативе, знаниям, тяжелому полевому труду ландшафтоведение обязано своим становлением. Итоги ландшафтной съемки в Зарайском районе Московской области способствовали признанию ландшафтных идей географической общественностью. Алида Августовна разработала первую методику полевых крупномасштабных ландшафтных исследований и картографирования, которой повсюду пользуются до сих пор. В ежегодных экспедиционных работах 1950-1980-х гг. в Михайловском и Касимовском районах Рязанской и на юге Горьковской областей шло оттачивание методических тонкостей ландшафтных исследований, поиски возможностей их прикладного использования. Многие географы до сих пор помнят блестящую полевую экскурсию А.А. Видиной для участников V Всесоюзного ландшафтного совещания в 1961 году. В 1962-1994 гг. Алида Августовна неизменно вела ландшафтную практику студентов кафедры в Касимовском районе Рязанской области, а позднее и в Сатино.
По книгам Алиды Августовны Видиной до сих пор учатся все, кто желает овладеть азбукой ландшафтоведения. Вокруг нее всегда была молодежь в стремлении познать тайны природы, пути развития науки, решить нравственные вопросы и просто провести время у походного костра под звуки песен. Великолепный и тонкий знаток среднерусской природы, блестящий лектор и воспитатель сотен студентов Алида Августовна отличалась высочайшим профессионализмом, стремлением сохранить и передать молодому поколению лучшие достижения ландшафтоведения, непримиримым отношением к поверхностным и умозрительным работам. Алиде Августовне благодарны многочисленные выпускники кафедры, ныне успешно работающие в научных и производственных организациях, и многие преподаватели вузов, которые знакомились с ландшафтоведением на Факультет повышения квалификации.
1943-1945 – военный переводчик на фронтах Великой Отечественной войны, старший сержант.
1948-1953 – студентка географического факультета МГУ
1953-1956 – аспирант
В 1956-2020 гг. – доцент, ведущий научный сотрудник кафедры физической географии СССР (ныне – физической географии и ландшафтоведения)
Экспедиции:
1951-1953 – Зарайская экспедиция
1954-1955 – Михайловская экспедиция
1960-1961 – Касимовская экспедиция
1963-1964 – Мещерская экспедиция
1965-1966 – Горьковская экспедиция
Основные работы А.А. Видиной
Видина А.А. Методические указания по полевым крупномасштабным ландшафтным исследованиям. М.: МГУ, 1962. 120 с.
Видина А.А. Практические занятия по ландшафтному дешифрированию аэрофотоснимков. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. – 54 с.
Анненская Г.Н., Видина А.А., Жучкова В.К., Коноваленко В.Г., Мамай И.И., Позднеева М.И., Смирнова Е.Д., Солнцев Н.А., Цесельчук Ю.Н. Морфологическая структура географического ландшафта. М.: Изд-во МГУ, 1963. 55 с.
Зворыкин К.В., Перцева А.А., Цеделер Е.Э., Лебедев Н.П., Видина А.А. Из опыта работ по типологии и качественной оценке пахотных земель // Вопросы географии. Сб. 43. 1958. С 83-108.
Воспоминания о Алиде Августовне Видиной
И.А. Авессаломова
Начало 1960-х годов. У нас уже была недельная ландшафтная практика в Красновидово, которую вел Николай Адольфович Солнцев, а теперь читает фундаментальный курс «Ландшафтоведение». Кроме лекций предполагаются практические занятия, которые проводит Алида Августовна Видина. Для нас это героическая личность. Знаем, что она совсем юной девушкой ушла на фронт, была переводчиком и прошла суровой дорогой войны до Берлина, до самой встречи на Эльбе. Для нас это имеет важное значение, так как почти у каждого кто-то вернулся (или не вернулся) с фронта и переживания еще не теряют остроты. И мы совсем не удивляемся, когда Алида Августовна начинает объяснять нам задание, а потом зажигает сигарету и курит, продолжая свои пояснения. На занятия она всегда приходила в последнюю минуту, когда уже смолкал звонок. Видно, что очень торопится. Как-то сказала: «На фронте в редкие минуты отдыха я научилась спать под грохот канонады и теперь не слышу, когда звонит будильник». И это тоже были отголоски отшумевших боев.
А.А. Видина была человеком целеустремленным и после войны пришла на географический факультет МГУ. Поступив впоследствии в аспирантуру, она связала свои интересы с комплексной физической географией и стала одной из первых учениц Николая Адольфовича Солнцева, полностью поддерживала его взгляды и была ярким представителем созданной им ландшафтно-географической школы Московского университета.
Надо сказать, что в эти 1960-е годы постоянная и нескончаемая дискуссия о ландшафте проходила достаточно остро и различия взглядов на нашей кафедре были весьма ощутимы. В отличие от Н.А. Солнцева, Николай Андреевич Гвоздецкий придерживался типологического понимания ландшафта, весьма разнородная группа «сибиряков» во главе с Н.И. Михайловым склонялась к трактовке ландшафта как общего понятия. Но были моменты, когда споры стихали, например, при праздновании Нового года, в котором вместе участвовали все преподаватели, сотрудники и студенты. Тогда весь наш коллектив не мог уместиться ни в одном из кафедральных кабинетов и приходилось «арендовать» аудиторию 1801. За столом было много шуток и воспоминаний. Николай Андреевич изображал И.С. Щукина и его высказывания на лекциях, но потом подходил стоящему в аудитории роялю и играл что-нибудь из произведений музыкальных классиков. Часто к нему присоединялась Елена Дмитриевна Смирнова и они играли «в четыре руки». Когда доходило до песен, раздавался сильный голос Алиды Августовны, которая пела «На степи молдаванские всю ночь глядит луна». И неожиданно возникала волнующая атмосфера романтики далеких странствий, которые нас ожидают. И вполне закономерно все начинали петь, как глобус крутится, вертится, словно шар голубой, что было гимном нашего факультета.
Одной из важных задач своей деятельности А.А. Видина считала разработку методики крупномасштабного ландшафтного картографирования. Именно она на практических занятиях дала нам, студентам 3 курса, основные навыки работы с топографическими картами и научила извлекать из них необходимую информацию. Алида Августовна последовательно показывала, как можно увидеть особенности морфологии территории по изгибу горизонталей, выделить крутые и пологие склоны междуречий, определить структуру речных долин, степень эрозионного расчленения и ландшафтную приуроченность лесов и лугов. Когда работали с топографическими картами, она подходила к каждому из нас; смотрела, какие контура появились на выделенных участках и радовалась, когда мы доказывали обоснованность выделенных природных комплексов. А потом в дополнение к топографическим картам мы работали с аэроснимками. По замыслу А.А. Видиной, это был следующий этап сбора информации, в том числе в предполевой период. В те годы еще не было ни цветных спектрозональных снимков, ни тем более космических. Но вот дешифрирование черно-белых аэроснимков, которое проводилось на практических занятиях, имело для студентов важное практическое значение в дальнейшей работе. Чтобы дать более подробные указания по проведению дешифрирования, Алида Августовна написала специальные учебные пособия, которыми пользовались не только студенты и аспиранты, но и сотрудники кафедры. Она никогда не отказывала в консультации и допоздна засиживалась за своим столом в ландшафтной лаборатории. Когда затихали голоса и в кабинетах гас свет, в окне на 21 этаже (ауд.2118) еще долго искрился огонек.
А.А. Видина была прекрасным и опытным исследователем и участвовала во многих экспедициях факультета (Зарайская, Мещерская, Михайловская, Касимовская, Горьковская и др.), научным руководителем которых был Н.А. Солнцев. Она проводила полевые работы в Мещере и на севере Среднерусской возвышенности в пределах южной части лесной зоны и в лесостепи. Их результатом стали многочисленные крупномасштабные карты, отражающие морфологическую структуру ландшафтов зандровых, моренно-водноледниковых и возвышенных эрозионнорасчлененных равнин. Эти уникальные карты имели не только научный интерес, а использовались еще в практических целях. Их прикладное значение связано с тем, что одним из аспектов проводимых исследований была оценка пахотных земель, их ресурсного потенциала и подверженности эрозионным процессам в разных ландшафтах.
Полученную полевую информацию А.А. Видина использовала для усовершенствования методики проведения ландшафтной съемки. Она была увлеченным методистом и ставила эти вопросы во главу своих разработок. Как-то на научной конференции Алида Августовна сделала очень интересный доклад об индикаторах, фиксирующих разные процессы в ландшафтах. Я слушала и думала, какие у нее потрясающие знания и интересные идеи. Ну почему она не пишет об этом в статьях, а основное внимание уделяет созданию методических указаний? Но Алида Августовна говорила, что это ей очень интересно.
В 1970 – 1980-е годы важная часть учебной работы А.А. Видиной была связана с равнинной ландшафтной практикой, которая по новому учебному плану была у студентов нашей кафедры после окончания 2 курса. Основным районом ее проведения она выбрала Рязанскую Мещеру (Клепиковский район), где на поляне в лесу вырастал палаточный лагерь. Долгие годы все называли эту базу практики «Белой поляной». Для проведения комплексных описаний Алида Августовна разработала специальные бланки двух видов – для опорных точек и для картировочных. Первый из них был составлен таким образом, чтобы наиболее полно зафиксировать всю возможную информацию и ничего не упустить. Туда вносились сведения по отдельным природным компонентам с детальной характеристикой литогенной основы, почвенных процессов, эдафотопов, структуры фитоценозов; в конце давалось полное описание фации, что представляло собой своеобразный синтез, учитывающий особенности межкомпонентных связей. Картировочные бланки включали ограниченное число приоритетных показателей, позволяющих обосновать объединение точек и проведение контуров на ландшафтных картах. Алида Августовна не переставала модернизировать описания, внося новые графы.
Предложенные бланки мы брали с собой на горную ландшафтную практику в Приэльбрусье. Поэтому Алида Августовна всегда интересовалась у меня, какие принципиальные дополнения нам приходится вносить. И мы обсуждали, что в горах особенно важно фиксировать абсолютную высоту, экспозицию склонов, падение платов, наличие информативных видов индикаторов. Вообще вопрос об индикации с помощью растений был одним из ее любимых. Она составляла специальные тематические альбомы, в которых помещала фотографии, вырезки из журналов и других источников. Были альбомы для злаков, осок, разнотравья, которые постоянно пополнялись. Она знала о них все и с удовольствием рассказывала о удивительных свойствах растений. Эти альбомы всегда брала на «Белую поляну», а позднее и на Сатинскую практику. Однажды Алида Августовна пришла к нам в кабинет и сделала мне бесценный подарок – книга с изображением растений карстовых предгорий Альп. Сказала: «Тебе это нужнее» и покаялась: «Правда, я оттуда некоторые рисунки вырезала для моих альбомов».
Алида Августовна любила порядок и периодически проверяла содержимое своих шкафов в ландшафтной лаборатории и в аудитории 2104. Проводила чистку и говорила, что если что-то не понадобилось в течение 5 лет, то можно выбрасывать. Это не касалось только старых ландшафтных карт и дневниковых записей, которые она считала необходимым сохранять. Любовь к природе и желание охранить ее от небрежного отношения сказывалось и во время ландшафтной практики. Уезжая, они должны были оставить «Белую поляну» в первозданном виде. Убрать весь мусор, закопать яму для бытовых отходов и даже сравнять с землей дырочки от кольев для палаток. И обязательно аккуратно сложить все оборудование. Часто уборка затягивалась, особенно когда после дождей надо было просушить палатки. После возвращения в Москву еще один – два дня писали отчет. Этим равнинная практика отличалась от горной, когда мы заканчивали работу по отчету в Приэльбрусье.
Период между двумя практиками был для меня насыщен волнениями. Остается мало времени до отъезда на Кавказ, а студентов нет. А у меня билеты на поезд, менять ничего нельзя. Один раз прихожу на кафедру, завтра отъезд, а с «Белой поляны» никто не приехал. Видя мои переживания, Вера Капитоновна Жучкова сказала: «Не волнуйтесь, я сейчас к ним съезжу». Она вскочила на мотоцикл и помчалась в Мещеру. А они в это время спокойно двигались к Москве, Алида Августовна сидела в кабине, смотрела в окно и очень удивилась, когда студенты начали кричать, что надо срочно остановить машину. «Там Вера Капитоновна на мотоцикле пролетела, наверное, к нам». Пришлось срочно разворачиваться и догонять ее. Вернулись они ночью, а на следующий день мы благополучно успели на поезд.
Мы с Алидой Августовной никогда не обсуждали, какие отметки она собирается поставить студентам. Оставляли эти вопросы на осень. Но о том, как проходила практика на «Белой поляне» она всегда рассказывала. Иногда приводила курьезные случаи. Например, удивленно говорила мне: «Представляешь, остановили машину по дороге и вдруг одна студентка кричит: смотрите, смотрите скорее – там коровы. И тут я поняла, что эта девочка никогда не видела живых коров на лугу». Вообще Алида Августовна очень внимательно относилась к студентам. И даже предупреждала меня, кто не может быстро ходить и устает, кто легко простужается в прохладные дни, у кого болят уши и т.д. Она хотела, чтобы можно было учесть особенности из здоровья на горной практике.
С энтузиазмом А.А. Видина взялась за подготовку ландшафтной практики 1 курса на новой базе в Сатино. Она обследовала весь район, выбирая направления дальних маршрутов, эталонные участки для картографирования и места заложения опорных профилей. Продумала, каким должен быть кабинет ландшафтоведения и перенесла туда материалы, необходимые для создания композиции. Огромный опыт проведения практик Алида Августовна старалась передавать своим коллегам, а также преподавателям других вузов, приезжающим на факультет повышения квалификации. Когда появилась новая база в Архангельской области (бассейн р. Заячья), наша кафедра сначала собиралась использовать ее как одно из возможных мест проведения равнинной практики. Когда мы обсуждали этот вопрос, Андрей Николаевич Иванов рассказал о том, что ему советовала Алида Августовна. Она считала, что с методической точки зрения в первые дни на специально выбранных опорных точках надо показать студентам типичные для района фации, их различия, причины формирования и пространственные сочетания. Владея такой информацией, в дальнейшем будет проще разобраться в морфологической структуре ландшафта при картографировании. Летом мы с Андреем несколько дней посвятили поиску таких репрезентативных точек в бассейне Заячьей. И в настоящее время неоценимые методические разработки и заветы Алиды Августовны навсегда остаются в памяти ее учеников и коллег.