Перельман Александр Ильич
Профессор
Доктор геолого-минералогических наук
(1916-1998)
Александр Ильич Перельман – выдающийся ученый-геохимик, географ, один из основателей новой науки – геохимии ландшафта, создатель учения о геохимических барьерах, крупнейший специалист в области биогеохимии, гидрогеохимии, геохимии урана, геохимии эпигенетических процессов, поисковой и экологической геохимии.
Александр Ильич родился 18 мая 1916 г. в Москве в семье инженера. В 1933 г., после окончания средней школы №6 г. Москвы и рабфака, поступил на почвенно-географический факультет МГУ, где в подготовке студентов большое место занимали естественно-научные дисциплины, в том числе геология и химия, которыми он особенно увлекся. Труды В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана, Б.Б. Полынова и А.А. Саукова определили его интерес к геохимии – науке, которой Александр Ильич посвятил свою жизнь.
Во время учебы в университете началась его активная экспедиционная деятельность и проявился интерес к сбору фактического материала. На южном склоне хребта Кунгей-Алатау он впервые столкнулся с распространением загадочной формации осадочных пород – красноцветов, изучение которых было продолжено им в 40-е годы. По окончании университета (1938 г.) А.И. Перельман был оставлен в аспирантуре у профессора В.В. Геммерлинга и в июне 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Опыт энергетической характеристики некоторых реакций химического выветривания».
Великая Отечественная война прервала на время его занятия наукой. Александр Ильич как военный инженер-геолог был направлен в трест «Спецгео», занимавшийся военно-геологическим обеспечением Красной Армии. В «Комиссии помощи фронту» Всесоюзного географического общества работал и его учитель Б.Б. Полынов, под руководством которого Александр Ильич разрабатывал методику создания специальных разномасштабных ландшафтных карт; по заданию штабов инженерных войск разных фронтов составлял карты условий проходимости для пехоты и техники, приспособленности территории для расположения огневых позиций и рационального размещения оборонительных сооружений, организации водоснабжения войск, давал оценку маскировочных свойств местности. Его объяснительные записки к картам отличались лаконичностью и четким описанием происходящих в ландшафте явлений, что было необходимо учитывать при разработке плана боевых операций. Этот простой и ясный стиль объяснения сложных геохимических проблем, доступный для понимания широкого круга читателей, Александр Ильич перенес в дальнейшем в свои научные труды.
Когда в послевоенные годы появилась возможность продолжить геохимические исследования, он пришел в Академию наук СССР, сначала в Геологический институт, затем в Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ), где проработал в течение всей жизни.
В конце 40-х – начале 50-х годов Александр Ильич начал изучать образование месторождений и рудопроявлений урана, геохимию этого элемента в зоне гипергенеза, что позволило сделать вывод о геохимическом единстве ландшафтной и гипергенной миграции химических элементов. В 1954 г. защитил докторскую диссертацию «Аккумуляция урана в ископаемых и реликтовых почвах Восточной Туркмении и Западного Узбекистана». Он считал, что многие протекающие в почвах процессы можно рассматривать как своеобразные модели значительно более грандиозного перемещения и концентрации вещества в коре выветривания и подзоне катагенеза, в том числе как модели рудообразования. На возможность использования данных почвоведения при изучении геологических явлений ученые до этого не обращали внимания, здесь открывались новые возможности для будущих теоретических построений.
Многогранность таланта Александра Ильича проявилась в ходе его дальнейших исследований. Неутолимое стремление к познанию миграционных процессов в ландшафтах разных регионов он пронес через всю жизнь, а его полевые маршруты пролегли от заболоченных районов Полесья до горных хребтов Кавказа и Урала, в степях Казахстана, на юге Якутии, в Средней Азии, Забайкалье, Бурятии, Монголии, пустыне Гоби. Именно многие годы экспедиционных наблюдений и кропотливой работы позволили ему подойти к обобщению теоретических основ геохимии ландшафта и рассмотрению эпигенетических процессов в зоне гипергенеза, созданию учения о геохимических барьерах, которые стали основными направлениями его научного поиска.
По воспоминаниям М.А. Глазовской, в послевоенные годы Б.Б. Полынов постоянно общался со своими учениками, устраивая дома «посиделки», где за бокалом сухого вина и домашними пирогами, любовно приготовленными его женой Марией Владимировной, велись длинные беседы о подходах к изучению природных процессов на атомарном уровне. Александр Ильич Перельман был постоянным участником таких встреч. Борис Борисович отмечал, что при обсуждении теоретических вопросов важную роль сыграло наблюдение его ученика А. П. Перельмана, обратившего внимание на существование двух глубоко различных категорий элементов ландшафта. Это послужило основанием при определении критериев выделения элементарных ландшафтов и их предельных структурных элементов, предложенных Б.Б. Полыновым. Именно с целеустремленностью Александра Ильича и его интересом к миграции элементов Борис Борисович связывал дальнейшее развитие геохимии ландшафта. Собственные исследования молодого ученого, опубликованные в эти годы и выполненные под руководством и редакцией Б.Б. Полынова, впоследствии вошли в книгу А.И. Перельмана «Очерки геохимии ландшафта» (1955), где впервые систематизированы основные положения этой науки. Особенно ярко талант Александра Ильича как одного из создателей геохимии ландшафтов отразился в его классических книгах «Геохимия ландшафта», которые одновременно служили учебными пособиями по его университетскому курсу «Геохимия ландшафта» на географическом факультете МГУ.
Разрабатывая теоретические основы геохимии ландшафта, Александр Ильич опирался на труды своего учителя Б.Б. Полынова о системообразующей роли миграции вещества и геохимической сопряженности ландшафтов. В его работах получили развитие основополагающие представления о классификации элементарных и геохимических ландшафтов, геохимических сопряжениях, о видах миграции и ведущей роли биологического круговорота. Развивая учение В.И. Вернадского о биосфере, А.И. Перельман сформулировал положения о ведущей роли живого вещества в миграции атомов в природном ландшафте и биосфере в целом и назвал это законом Вернадского. Эти идеи были использованы при разработке геохимической классификации ландшафтов с учетом их зональных и провинциальных различий. Она стала инструментом регионального ландшафтно-геохимического анализа и до настоящего времени широко используется в поисковой и экологической геохимии, а созданная им ландшафтно-геохимическая карта СССР до сих пор не имеет аналогов.
Особенно значителен вклад Александра Ильича в разработку учения о водной миграции элементов в ландшафтах и биосфере. Изучая геохимические условия миграции и концентрации веществ, основываясь на предложенном им правиле типоморфности и принципе подвижных компонентов, Александр Ильич ввел фундаментальное понятие о классах водной миграции, представляющих собой мозаику сочетаний окислительно-восстановительных, щелочно-кислотных, сорбционных и других условий в разных природных образованиях – водах, почвах, корах выветривания, породах. Понятие о классах водной миграции позволило систематизировать геохимические обстановки практически во всех компонентах гидросферы, литосферы и биосферы и развить концепцию геохимического поля.
Особенно полезным для понимания роли окислительно-восстановительных условий в миграции химических элементов оказалось разделение А.И. Перельманом восстановительной обстановки на глеевую и сероводородную, что объясняло многие особенности миграции и концентрации элементов с переменной валентностью (U, Mo, Cu и др.) в гидроморфных условиях. Именно Александр Ильичу принадлежит идея выделения глеевого типа процесса в зоне гипергенеза, что раньше рассматривалось только для почв.
Развивая наследие Б.Б. Полынова, Александр Ильич вместе с М.А. Глазовской внес основополагающий вклад в становление концепции каскадных ландшафтно-геохимических систем. Он сформулировал понятие о геохимических сопряжениях, которое сыграло важную роль в развитии миграционной катенарной парадигмы в геохимии ландшафтов. Совместно с его учеником Н.С. Касимовым была предложена одна из первых географо-геохимических систематик катен.
Последовательно разрабатывая концепцию геохимического поля, А.И. Перельман обратил внимание на концентрацию химических элементов на границах контрастных геохимических полей в различных компонентах и подсистемах ландшафтов и подошел к созданию учения о геохимических барьерах. По мнению Н.С. Касимова, Александр Ильич впервые рассмотрел геохимические барьеры как отражение геохимической дискретности, что имеет большое теоретико-методологическое значение. Это одно из важнейших его достижений, вошедших в золотой фонд науки, оно успешно используется не только в геохимии ландшафта, но в геохимии и других естественных науках. За фундаментальный научный вклад в теорию геохимических барьеров А. И. Перельман как автор научного открытия был награжден памятной медалью РАЕН.
Одним из основных предметов исследований Александра Ильича всегда была геохимическая история. К числу его фундаментальных работ относится создание стройной эпигенетической концепции, в рамках которой он развил представления о гипергенной геохимической эволюции горных пород и водоносных горизонтов под влиянием изменяющихся факторов миграции веществ, обосновал основные геохимические типы и классы эпигенетических процессов.
Александр Ильич всегда использовал конкретные научные идеи для установления самых общих закономерностей геохимической эволюции, выделив основные этапы и стадии развития биосферы и ландшафтов в истории Земли. Им развиты представления о палеогеохимии ландшафтов в различные периоды геологической истории, выделены основные типы геохимической эволюции ландшафтов рудных провинций России и сопредельных государств, разработаны методы создания палеогеохимических ландшафтных карт. Во всех своих работах он последовательно применял принцип историзма.
Одной из важных сторон творческой деятельности А.И. Перельмана являлся интерес к методологии науки. В процессе решения научных задач в области геохимии он приходил к необходимости постановки методологических проблем, связанных с общими вопросами естествознания. К их числу относятся сформулированные им представления о соотношении фактов и теории в процессе познания, о перепроизводстве информации и принципах ее систематики, о внутренних противоречиях творчества, о дискуссионных спорах в связи с научной терминологией и другие. Изложению этих вопросов посвящен ряд статей А.И. Перельмана и его книга «Изучая геохимию…(О методологии науки)». По мнению член-корреспондента АН СССР Н.П. Лаверова книги подобного содержания не очень часто выходят в свет, в связи с чем обращение А.И. Перельмана к методологическим проблемам науки приобретает особую ценность.
Большое место в трудах Александра Ильича отведено геохимии отдельных химических элементов в ландшафтах и зоне гипергенеза в целом. Он предложил оригинальную геохимическую классификацию элементов, в основу которой положены особенности их поведения в ландшафтах и, прежде всего, миграция и концентрация в различных геохимических обстановках. У него были «любимые» элементы, прежде всего уран, которым он занимался всю научную жизнь, став одним из ведущих в стране специалистов по гипергенной геохимии урана. Он детально изучил и объяснил поведение этого элемента в земной коре и зоне гипергенеза, особенности его миграции и концентрации в зависимости от характера эпигенетических процессов, присутствия геохимических барьеров, а в верхних этажах зоны гипергенеза – от геохимических особенностей ландшафта, что позволило решить вопросы экзогенного рудообразования урана на геохимических барьерах.
Много внимания А.И. Перельман уделял изучению и других элементов Периодической системы, оценивая не только их поведение в ландшафтах, но и значение при поисках полезных ископаемых, для сельского хозяйства, медицины и др.
Все научное творчество Александра Ильича было тесно связано с практикой. Еще в начале 50-х годов прошлого века он стал внедрять теорию и методы геохимии ландшафта и геохимии эпигенетических процессов в поисковую геохимию, что считал принципиально важным. В 1956 г. на основе карты геохимических ландшафтов им совместно с Ю.В. Шарковым была составлена «Карта районирования территории СССР по условиям ведения геохимических поисков рудных месторождений», которая нашла широкое применение в практике поисковых работ. Особую актуальность приобрело его учение о геохимических барьерах, как одной из теоретических основ, необходимых при оценке геохимических аномалий, а также при разработке методики ландшафтно-геохимического картографирования с учетом дифференциации методов поисков в зависимости от ландшафтной обстановки.
Работая в тесном контакте с научными и производственными организациями почти всех республик бывшего СССР, А.И. Перельман продолжал развивать и совершенствовать теорию геохимии ландшафта. Одаренность и научная интуиция сочетались в нем с большой работоспособностью и наблюдательностью. Он придавал большое значение накоплению фактического материала, умело обобщал факты, а его работы всегда были насыщены конкретными примерами. Одновременно идеи и методы геохимии ландшафта Александр Ильич внедрял в практику геохимических поисков месторождений полезных ископаемых, а также охраны окружающей среды от техногенного загрязнения. Под его руководством и при его участии разработано 10 способов внедрения методов геохимии ландшафта в практику народного хозяйства, на 6 из них получены авторские свидетельства. Со временем Александр Ильич стал одним из самых цитируемых авторов в области поисковой геохимии, а геохимия ландшафта превратилась в теоретическую основу геохимических поисков рудных месторождений.
А.И. Перельман читал множество лекций, проводил семинары, давал многочисленные консультации, заключал договоры о научном сотрудничестве. С 1963г. он читал лекции по геохимии ландшафта на курсах повышения квалификации геологов при Министерстве геологии СССР. В разные годы несмотря на огромную занятость, он находил время, чтобы приезжать в Лабораторию прикладной геохимии и другие подразделения Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов (ИМГРЭ). И тогда геологи из разных партий собирались все вместе, чтобы послушать его лекции, которые всегда проходили с аншлагом.
Наряду с поисковой тематикой, Александр Ильич обращался к проблемам геохимического качества и загрязнения природной среды, обосновав еще одно научное направление – геохимию культурного ландшафта. В нём особое внимание уделяется техногенной миграции и геохимическим аспектам санитарно-гигиенической и эколого-геохимической оценки. Он предложил такие новые понятия, как технофильность элементов, полезные и вредные техногенные геохимические аномалии, техногенные (искусственные) геохимические барьеры, техногенные почвы, илы, коры выветривания, водоносные горизонты. Эти понятия в качестве базовых вошли в понятийный аппарат геохимии техногенных ландшафтов.
После чернобыльской аварии, когда остро стал вопрос о защите окружающей среды от радиационного загрязнения, Александр Ильич активно включился в изучение искусственных радионуклидов в ландшафтах и возможностей их перераспределения. Под его руководством в ИГЕМ РАН была создана «Карта ландшафтно-геохимических условий миграции радионуклидов и размещения источников радиоактивного загрязнения России» в масштабе 1:4000000. На ней выделены виды ландшафтов, различающихся по особенностям миграции радионуклидов, и указаны существующие в них геохимические барьеры. В настоящее время она служит основой для решения региональных радиоэкологических проблем и планирования рационального размещения на территории РФ объектов атомной промышленности.
Учитель и популяризатор науки.
В 1951 году А.И. Перельман был приглашен на Географический факультет МГУ на кафедру физической географии СССР, где по инициативе ее заведующего Н.А. Солнцева начал читать разработанный им курс «Геохимия ландшафта». В 1952 г. стал профессором этой кафедры, в 70-е годы – профессором кафедры геохимии ландшафтов и географии почв. В течение более 40 лет педагогической деятельности он постоянно усовершенствовал свой курс, перерабатывая и дополняя специальными разделами, и каждое последующее издание книги «Геохимия ландшафта» (1961, 1966, 1975 и 1999 в соавторстве с Н.С. Касимовым) раскрывало новые аспекты этой науки. Книга «Геохимия ландшафта», которая вышла (считая монографию 1955 г.) пятью изданиями стала классическим университетским учебником, где в ясной и доступной форме изложены основные идеи науки для студентов и даже неспециалистов в области геохимии. В этих книгах особенно полно приводятся все основные фундаментальные положения геохимии ландшафта. Обоснован принцип подвижных компонентов и принцип квантованности типов ландшафтов, сформулированы законы прогрессивного развития верхней оболочки Земли и биологического круговорота элементов в ландшафте, закон экстенсивных параметров. Рассматривается эпигенетическая концепция как одна из основных составляющих общей ландшафтно-палеогеохимической теории. Показана информативность введенных Александром Ильичем количественных показателей – коэффициентов водной миграции и биологического поглощения.
Для геологических специальностей А.И. Перельман издал учебник «Геохимия» (1979, 1989), который написан в духе идей В.И. Вернадского. В этой книге основное внимание уделяется видам миграции элементов, в том числе биогенной миграции и биокосным системам, что, как правило, не свойственно другим учебникам по геохимии.
Лекции Александра Ильича по курсу «Геохимия ландшафта» были насыщены и философскими проблемами мироздания, и огромным фактическим материалом по самым разнообразным территориям, и прикладными аспектами этой науки, что свидетельствовало о его огромной эрудиции. Он открывал студентам совершенно необыкновенный мир – мир в беспрерывном движении, в котором пульсирует животрепещущая сила живого вещества, а в вихре атомов рождается своеобразие природных геосистем. Обосновывал научные положения яркими примерами, которые врезались в память. По воспоминаниям одной из его учениц, однажды на лекции он спросил: «У кого самая голубая кровь на нашей планете?». Все студенты думали, что у них, а оказалось – у головоногих моллюсков, у которых в составе ряда ферментов не железо, а медь. Нашлось геохимическое объяснение и нарядному оперению колибри, и сизовато-охристой пестроте кислородных барьеров, и черной таинственности гидротроилитовых горизонтов в шоровых солончаках. В перерыве и после лекций студенты задавали Александру Ильичу массу вопросов, и он никогда не оставлял их без внимания, а его объяснения зажигали слушателей новыми идеями.
Александр Ильич всегда сам принимал экзамен у всего потока, считая это необходимым для корректировки курса и выявления тем, которые вызывали у студентов затруднения. Разрешал им при подготовке к ответу просматривать все лекционные плакаты, которые кипами лежали в аудитории. Правда, студенты не верили в такую возможность и заранее рассовывали между этими кипами такие же рисунки, сделанные ими фломастерами на больших листах (чтобы их было менее заметно). Александр Ильич набрал целую коллекцию таких шпаргалок и шутил, что они так искусно выполнены, что могут частично заменить его исколотую кнопками и уже бывшую в употреблении графику.
Преподавательская деятельность А.И. Перельмана на географическом факультете не ограничивалась чтением лекций. Он постоянно был руководителем кандидатских диссертаций. Всегда внимательно рассматривал и обсуждал принесенные материалы, находил в них что-то достойное внимания, направлял мысли аспирантов на поиск новых решений и очень тактично делал критические замечания. И в то же время оставлял им право на собственное мнение. Если оно не совпадало с его представлениями, говорил: «Это можете оставить по-своему, под Вашу ответственность». Давал советы по написанию статей и рекомендовал не начинать повествование «от Адама», а сразу переходить к сути, «брать быка за рога». Не любил вычурных фраз и призывал спорить не о терминах, а о понятиях. Хотел, чтобы аспиранты не только работали над своей темой, но обязательно вели семинары и консультировали студентов по курсовым работам. Считал, что чем больше дел, тем эффективнее результат. У Александра Ильича было много своеобразных и остроумных выражений, подчеркивающих его непревзойденный юмор. Когда у аспирантов возникали сложности, он говорил – «Злее будем». Шутил, что «всех дел не переделаешь» и тут же добавлял – «Но к Вам это не относится».
В 1966 году на кафедре физической географии СССР А.И. Перельманом была организована Мугоджарская экспедиция, в которой выросла целая плеяда его учеников. В последующем результаты проведенных под его руководством ландшафтно-геохимических исследований в Казахстане нашли отражение в научной монографии «Геохимия ландшафтов рудных провинций», имеющей основополагающее значение для специалистов в области поисковой геохимии.
Приезжая на полевые работы, Александр Ильич всегда внимательно знакомился с территорией и выбирал наиболее интересные места при планировании маршрутов. Любил сам заниматься описанием шурфов и обсуждать свои наблюдения со студентами, участниками экспедиции. Особенно жаркие дискуссии разгорались, когда отряд Мугоджарской экспедиции встречался с отрядом геохимиков с геологического факультета МГУ, возглавляемым профессором А.П. Солововым. Часами они могли говорить о методах поисков рудных месторождений, геохимических барьерах и способах распознавания рудных и безрудных аномалий. Александра Ильича отличала не только широта научных интересов и идей, он всегда знал и увлекательно рассказывал об истории и культуре народов тех районов, где проходили экспедиционные маршруты. Очень внимательно относился к жизни местного населения, всегда отвечал на приглашение выпить казахского чая и, заходя в юрту, обязательно доставал большой пакет конфет. А во время переездов наслаждался бескрайностью степных ландшафтов и терпким запахом полыни. Дома в кабинете Александра Ильича висела картина, подаренная одной из его учениц, и он говорил, что отрываясь от работы, смотрит на изображенный там гранитный массив среди степи и вспоминает свои маршруты.
Уже в 80-е годы, увлеченный новыми исследованиями в Забайкалье, Александр Ильич не обращал внимания на здоровье, а выпив валидол, отправлялся в маршрут. Как потом выяснилось, эти полевые работы он провел, несмотря на инфаркт. Впоследствии в Москве, когда ученики навещали его, Александр Ильич со свойственным ему юмором сказал, что поездка в санаторий после этой болезни дала ему огромную возможность познакомиться с очень интересными людьми самых разных профессий.
Консультации со своими учениками и коллегами Александр Ильич проводил не только в стенах университета, но и дома. Его семья жила в Москве на Кировской улице в коммунальной многонаселенной квартире, где занимала две смежные комнаты, и только в конце 70-х годов переехала в собственную квартиру на юго-западе столицы. Жена Александра Ильича, Людмила Борисовна, тоже закончила почвенно-географический факультет МГУ, но посвятила свою жизнь заботе о семье. Они воспитали двух дочерей, старшая Ирина стала математиком, а младшая Наталья окончила географический факультет МГУ и защитила кандидатскую диссертацию по геохимии ландшафта, чем Александр Ильич очень гордился. Людмила Борисовна была своеобразным культурным центром семьи, она любила музыку и театр, прекрасно разбиралась в живописи и всегда сообщала приходившим к Александру Ильичу аспирантам о предстоящих выставках и премьерах. Иногда, когда у них дома собирались Наташины подруги, Александр Ильич откладывал научные дела и играл вместе с ними в «буриме», с улыбкой придумывая смешные стихи на заданные рифмы. Глубокое знание художественной литературы и особенно отечественной поэзии делало его всегда желанным и увлекательным собеседником.
А. И. Перельман был замечательным популяризатором геохимии. Ему принадлежат увлекательные книги «Атомы в природе», «Геохимия биосферы», «Геохимия природных вод», «Биокосные системы Земли», «Изучая геохимию…(о методологии науки)», раскрывающие процессы миграции и концентрации химических элементов в биосфере и ландшафтах, значение жизни для геохимических процессов на Земле, разъясняющие и развивающие идеи В.И. Вернадского. Его книга «Атомы-спутники», переизданная в 2017 году, вошла в серию «Науку – Всем! Шедевры научно-популярной литературы».
Александр Ильич известен не только как популяризатор, но и как историк науки. Он всегда отдавал должное таланту своих учителей и предшественников, создав научные биографии выдающихся геохимиков – В.И. Вернадского, А.Е. Ферсмана, А.А. Саукова, Б.Б. Полынова (последняя написана в соавторстве с М.А. Глазовской и Е.И. Парфеновой).
Плодотворная научная деятельность А.И. Перельмана была отмечена Государственной премией СССР в области науки и техники, Премией Правительства Российской Федерации, золотыми медалями Ф.П. Литке Русского географического общества и ВДНХ. За участие в Великой Отечественной войне А.И. Перельман награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть» и юбилейными медалями.
А.И. Перельман вел большую общественную работу. Он был членом ученых советов географического факультета МГУ, ИГЕМ, ИМГРЭ, ВСЕГИНГЕО, Бюро секции РАЕН, председателем Комиссии геохимии ландшафта при Межведомственном совете по проблеме «Научные основы геохимических методов поисков месторождений полезных ископаемых», членом Научного совета при Академии наук СССР по проблеме «Научные основы преобразования природных ландшафтов». Входил в состав редакционных советов в издательствах «Недра» и «Высшая школа», был почетным членом Русского географического общества.
Оглядываясь на творчество А.И. Перельмана, которое в основном пришлось на вторую половину ХХ в., хорошо видно то выдающееся место в науках о Земле, которое занимает этот яркий и талантливый ученый. Он автор уникальных геохимических исследований и один из основателей новой науки – геохимии ландшафта, академической и университетской. Его книги переведены в разных странах на английский, немецкий, болгарский, венгерский, румынский, китайский, корейский, вьетнамский и японский языки. Владея даром ясного изложения научных идей, Александр Ильич умел увлечь ими слушателей, сделать единомышленниками людей разных профессий. «Школа геохимии ландшафта» А.И. Перельмана, которая и сейчас активно развивается, объединяет географов, геологов и гидрогеологов, геохимиков и биогеохимиков, почвоведов, геоботаников и экологов. Им подготовлены десятки кандидатов и несколько докторов наук. Но главное, что отличает творчество Александра Ильича, – это его творческий дух, который во многом способствовал вовлечению и развитию идей В.И. Вернадского в науки о Земле, в целый ряд научных направлений: гидрогеохимию, геохимию почв, кор выветривания и континентальных отложений, литологию, биогеохимию, общее почвоведение и географию почв, учение о полезных ископаемых. Таким образом, его имя стоит в одном ряду с выдающимися геохимиками нашего времени. Он всегда был и навсегда остается центром притяжения для своих учеников и последователей, которых увлек идеями бесконечного движения атомов, которым подарил радость общения и оставил на память свой искрометный юмор и стройное учение о геохимии ландшафта.
Н.С. Касимов, И.А. Авессаломова
Основные труды А.И. Перельмана
Перельман А.И. Очерки геохимии ландшафта. М.: Географгиз, 1955. – 392 с.
Перельман А.И. Геохимия и ландшафты. М.: Знание,1961. – 48 с.
Перельман А.И. Геохимия эпигенетических процессов (зона гипергенеза). М.: Недра, 1961. – 152 с.
Перельман А.И. Атомы в природе. М.: Наука, 1965. – 192 с.
Перельман А.И. Александр Евгеньевич Ферсман. М.:Наука,1968. – 295 с.
Перельман А.И. Геохимия ландшафта. М.: Высшая школа, 1975. – 341 с.
Перельман А.И. Геохимия элементов в зоне гипергенеза. М.: Недра, 1972. – 287 с.
Перельман А.И. Очерки философии наук о Земле. М.: Знание, 1972. – 48 с.
Перельман А.И. Геохимия биосферы. М.: Наука, 1973. – 168 с.
Перельман А.И. Изучая геохимию…(О методологии науки). М.: Наука, 1987. – 152 с.
Перельман А.И. Геохимия. М.: Высшая школа, 1989. – 528 с.
Перельман А.И. Атомы-спутники. М.: Наука, 1990. 176 с.
Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. М.: Издательство: МГУ, 1999. 610 с.
Литература об А.И. Перельмане
Касимов Н.С, Борисенко Е.Н. Величкин В.И. Геохимия ландшафта и зоны гипергенеза. Главные черты научного творчества Александра Ильича Перельмана. //Геохимия ландшафтов. К 100-летию со дня рождения Александра Ильича Перельмана. М.: АПР, 2017. – С. 9 – 18.
Касимов Н.С., Геннадиев А.Н. Ландшафтно-геохимическая и почвенно-географическая школа. //Географические научные школы Московского университета. М.: Издательский Дом «Городец», 2008. – С. 170 – 228.
Касимов Н.С. Предисловие. //Геохимические барьеры в зоне гипергенеза. М.: Изд-во Моск. ун-та,2002. – С. 3 – 5.
Чухров Ф.В., Лаверов М.П., Борисенко Е.Н. и др. Александр Ильич Перельман (к 70-летию со дня рождения) // Изв. АН СССР. Сер. Геол.,1987, №1. – с.138.
Лаверов Н.П. Предисловие. //Перельман А.И. Изучая геохимию (О методологии науки). М.: Наука, 1987. – с.3 – 4.
Авессаломова И.А. На волнах памяти (К 100-летию Александра Ильича Перельмана) //Geograph. Информационно-популярное издание географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. №3 (34), 2016. С. 5.
На волнах памяти
Среди миров в мерцании светил
одной звезды я повторяю имя ...
Александр Ильич….. Воспоминания набегают как волны, искрящиеся и неповторимые, они складываются в образ, навсегда оставшийся в памяти.
Когда мы впервые познакомились с ним? Сейчас «Геохимию ландшафта» слушают третьекурсники, а тогда в 60-х годах это было только на старших курсах. Мы учились на кафедре физической географии СССР, где всё внимание было приковано к горячим спорам о том, что такое ландшафт. Но вот в аудиторию вошел Александр Ильич и неожиданно открыл нам совершенно необыкновенный мир, о котором мы до этого не подозревали. Мир в беспрерывном движении, мир, в котором пульсирует животрепещущая сила живого вещества, а в вихре атомов рождается своеобразие природных геосистем. Его лекции были насыщены и философскими проблемами мироздания, и огромным фактическим материалом по самым разнообразным территориям, и прикладными аспектами геохимии ландшафта. Он приводил такие яркие примеры, которые врезались в память. Однажды спросил: “у кого самая голубая кровь на нашей планете?”. Мы то думали, что у нас. Оказалось – у головоногих моллюсков (!), у которых в составе ряда ферментов не железо, а медь. Нашлось объяснение и нарядному оперению колибри, и сизовато-охристой пестроте кислородных барьеров, и черной таинственности гидротроилитовых горизонтов. В перерыве и после лекции мы задавали массу вопросов, и он никогда не оставлял их без внимания, а его объяснения зажигали нас новыми идеями. Только благодаря Александру Ильичу с тех пор я всегда знала, что хочу и буду заниматься геохимией ландшафта.
Принципиально важным считал Александр Ильич внедрение геохимии ландшафта в разработку методологии поисков полезных ископаемых. Несмотря на огромную занятость, он находил время, чтобы приехать в Фили в Лабораторию прикладной геохимии (одно из подразделений ИМГРЭ, где я работала по распределению). И тогда геологи из разных партий собирались все вместе, чтобы послушать его лекции по этой проблематике, которые всегда проходили с аншлагом. А на нашей кафедре он организовал Мугоджарскую экспедицию, в которой выросла целая плеяда его учеников.
Оглядываясь в прошлое, вспоминается время, когда я вернулась на кафедру, вновь слушала курс Александра Ильича и помогала ему подготовить аудиторию к лекции. Он всегда приезжал из своего института за 5-10 минут до начала, доставал из портфеля довольно-таки потрепанный маленький блокнотик и листал его в поисках пометки, фиксирующей на какой мысли остановился в прошлый раз. Всегда восхищало, что Александр Ильич не думает об этом заранее, а благодаря огромной эрудиции может начать лекцию без всякой подготовки с любой темы. Когда он определял её, то называл огромный перечень необходимой графики, а я судорожно пыталась за оставшиеся до звонка минуты развесить её по всей огромной аудитории 2109. Он сам всегда принимал экзамен у всего потока, считая это необходимым для корректировки курса и выявления тем, которые могут вызвать у студентов затруднения. Разрешал им при подготовке к ответу просматривать лекционные плакаты, которые кипами лежали в аудитории. А студенты не верили в такую возможность и заранее рассовывали между этими кипами такие же рисунки, сделанные ими фломастерами на больших листах (чтобы их было менее заметно!). Мы с Александром Ильичем набрали целую коллекцию таких шпаргалок, и он шутил, что они так искусно выполнены, что могут частично заменить исколотую кнопками и уже бывшую в употреблении графику.
А потом пробежали годы аспирантуры. У Александра Ильича было много своеобразных и остроумных выражений, которые мы коллекционировали. Когда возникали сложности, он говорил “злее будем”. Хотел чтобы мы не только работали над своей темой, но обязательно вели семинары и руководили курсовыми. Считал, что чем больше дел, тем эффективнее результат. Шутил, что “всех дел не переделаешь” и тут же добавлял – «но к Вам это не относится». Бывало идешь к Александру Ильичу с очередной порцией разработок и волнуешься, а уходишь окрыленная. Ведь он всегда находил в принесенных материалах что-то достойное внимания и очень тактично делал критические замечания. Один раз я явилась с рулоном миллиметровки, целиком заполненной многочисленными графиками распределения отдельных микроэлементов. Александр Ильич их внимательно рассмотрел и так мягко сказал, что интересно, но уж слишком громоздко и лучше бы мне вместо этого построить геохимические спектры. Каким-то таинственным образом ему удавалось направить наши мысли на поиск новых решений. И в то же время Александр Ильич всегда оставлял нам право на собственное мнение. Если оно не совпадало с его представлением, говорил: «это можете оставить по своему, под Вашу ответственность». Я до сих пор храню листок, на котором Александр Ильич написал хороший отзыв на мою статью, а сбоку приписал –“Памятник Вашему упрямству”.
До сих пор, сделав какую-нибудь работу, я думаю, что сказал бы Александр Ильич и учла ли я все его советы. Он говорил, что при написании статей ни в коем случае не начинать повествование “от Адама”, а сразу давать суть, “брать быка за рога”. Спорить не о терминах, а о понятиях. Не любил вычурных фраз и долго подтрунивал надо мной, когда я использовала заимствованное из литературы выражение “химическая мозаичность биосферы”, которое он считал надуманным. Непревзойденный юмор Александра Ильича проявлялся, и когда он читал главы наших диссертаций. Вот только один из примеров: в одном из разделов я не очень к месту дала ссылку на В.И. Вернадского. Вердикт Александра Ильича на полях рукописи был предельно лаконичен и гласил: “ об этом знала ещё его бабушка!”.
К сожалению, мне не прищлось быть вместе с Александром Ильичем в поле. Только один раз мы ездили в маршрут по Подмосковью. Он пришел к автобусу в своем неизменном черном берете и с новым портфелем. Говорю:”Александр Ильич! Почему Вы на лекцию приходите со старым портфелем, а в маршрут – с новым?” Посмотрел так весело, в глазах смешинки и сказал серьезно: “Это из области иррационального”. А потом мы весь день искали в Подмосковной Мещере хорошее болото, где он хотел показать нам барьеры краевой зоны. А нашли только к вечеру, но Александр Ильич с энтузиазмом устремился к нему и рассказывал, рассказывал нам уже в сгущающихся сумерках.
Никогда не была с ним в степи, но чувствовалось, как он любил такие экспедиции. У меня над столом на кафедре висела картина, которую мой папа нарисовал когда-то в районе Ачисая: гранитный массив среди выжженной степи. Когда Александр Ильич заходил в наш кабинет, он всегда останавливался около неё. Конечно, я сняла картину со стены и протянула ему. И потом, когда Александр Ильич уже не ездил в Казахстан, он говорил, что сидит дома в своем кабинете и смотрит на неё, вспоминая свои маршруты.
А я смотрю на книжную полку, где стоят труды Александра Ильича. Он всегда был и навсегда останется центром притяжения для своих учеников и последователей, которых увлек идеями бесконечного движения атомов и которым подарил радость общения и оставил на память свой искрометный юмор и стройное учение о геохимии ландшафта.
И.А. Авессаломова