Волкова Надежда Ивановна
(1946-2023)
Научный сотрудник
Кандидат географических наук
Воспоминания о Н.И. Волковой
И.А. Авессаломова
В 1970-е годы горная учебная практика нашей кафедры проходила в Приэльбрусье для студентов дневного отделения и в Карпатах для вечерников. Не знаю почему, но однажды их группа поехала с нами на Кавказ. Вот тогда я и познакомилась с Надеждой Волковой. Она пришла на вокзал с огромным рюкзаком, а провожавшие ее брат с женой тоже несли большие сумки. Я тогда очень удивилась, зачем столько вещей она взяла с собой? Объяснение нашлось, когда проявились важные особенности характера Нади, во многом связанные с ее предшествующей деятельностью.
Дело в том, что первоначально Надежда Волкова училась на физфаке МГУ, привыкла работать с разными приборами, в том числе монтировать их и проводить сложные измерения. Это выработало привычку иметь дело с многочисленными инструментами, которыми приходилось пользоваться. Впоследствии она перешла на вечернее отделение географического факультета, но продолжала работать на физфаке и проводить там практические занятия. На практику в Приэльбрусье Надя привезла массу вещей, которые нам даже в голову не приходило брать с собой. Чего там только не было – наждачные бруски, какие-то молоточки, плоскогубцы, гвозди разных размеров, небольшая пила и прочие принадлежности. Используя привезенный инвентарь, она по собственной инициативе следила за состоянием лопат; они всегда были хорошо заточены, что важно при заложении почвенных шурфов. Для взятия укосов на площадках сделала очень симпатичные деревянные рамочки, которые мы применяли и на следующий год. Появились оригинальные вешалки для одежды и многие другие полезные вещи. Все это действительно избавляло нас от многих забот, так как в запасе у Надежды было практически все.
Был один курьезный случай. Мы спускались с плато Терскол и сделали привал как раз напротив канатной дороги на Чегете. Было жарко, и все с завистью смотрели на далекие торговые ларьки, где продается пиво и газированные напитки. Кто-то из мальчиков мечтательно сказал: «Вот бы сейчас пиво с воблой». И вдруг Надежда вытащила из полевой сумки воблу и протянула ему. Все восторженно зашумели: «Как, откуда такое неожиданное богатство?». Она скромно ответила, что предполагала в конце маршрута визит в Терскол. И тут, проследив за нашими мыслями и вожделенными взорами, взорвалась Александра Ефимовны Федина, сказала: «Какая вобла, какое пиво! Запомните раз и навсегда – ни в коем случае после трудного спуска нельзя сразу пить ничего холодного. Холод на разгоряченное горло и ангина обеспечена». Это был один из практических советов, которые она давала нам, исходя из своего опыта работы в горах.
Другой замечательной чертой Надежды Волковой была чрезвычайная тщательность и точность в проведении измерений. Это касалось определения абсолютной высоты, температур воздуха и почвенных горизонтов, рН почв и вод, отбора укосов. Все данные она четко фиксировала в полевом дневнике и специальном журнале, используя их для последующего анализа. Иногда ее скрупулезность бывала даже чрезмерной. Так, во время проведения самостоятельного картографирования мы с Александрой Ефимовной приходили к каждой из бригад; смотрели, как идет работа и обсуждали возникающие вопросы. У нас даже выработался особый ритуал – ожидание возвращения студентов и их встреча в условленном месте. И вот сижу я на морене Фернау недалеко от моста через Азау и жду бригады, спускающиеся к реке. Все хорошо – одна бригада пришла, вторая, третья и вдруг идут наши вечерники, а Нади с ними нет. Спешу к ним и кричу: «Где Надя? Что случилось?». Их бригадир говорит: «Мы знали, что Вы будете волноваться, так как уже контрольный срок. А Надежда уже полчаса берет укос на последней точке. Там есть мелкий травостой, и она каждый листик срезает маникюрными ножницами, чтобы ничего не пропустить. Мы больше не могли ждать». Вот так проявлялась ее пунктуальность в отборе образцов. Ну а ребят мне пришлось отправить обратно на точку, так как никогда нельзя оставлять одного в горах. Вернулись все вместе.
Когда начался семестр, Н. Волкова приходила на занятия по вечерам, и мы часто встречались в нашем кабинете (ауд.2103), т.к. ее научным руководителем была сидящая там Вера Капитоновна Жучкова. Надежда хорошо владела методами математической статистики и проводила обработку данных с помощью новейшей тогда вычислительной техники. Умела пользоваться ЭВМ, которые были на физфаке. На нашем факультете тоже активно шло внедрение количественных методов, появились специальные курсы, но технический парк был достаточно примитивным. У нас на кафедре даже не было простых счетных машинок, а пользовались арифмометрами, что приводило наблюдательную Надю в ужас. Я в это время работала над кандидатской диссертацией и обрабатывала свои полевые данные по почвам, растениям, водам. Десятки проб, а для каждой данные по широкому набору химических элементов. Вечером сижу за столом, разложив результаты анализов, и кручу ручку арифмометра. Надежда долго стоит рядом и наконец спрашивает: «Ирина Анатольевна! Что это Вы считаете на арифмометре?». Говорю, что определяю сигму, коэффициент вариации и другие статистические параметры. Её реакция последовала сразу же: «Дайте мне немедленно Ваши листы с цифрами, на ЭВМ это дело пяти минут. Завтра принесу результаты». Мне было неудобно её затруднять, но Надя настояла на своем. И действительно на следующий день у меня были расчеты по всем намеченным совокупностям. Сама я делала бы это, конечно, гораздо дольше. Привожу этот пример не только как констатацию её опыта работы с большими массивами данных, а как подтверждение внимательного отношения к людям и желание помочь. Эти черты характера многократно проявлялись за многие годы, которые мы провели вместе на нашей кафедре. К ней можно было обратиться по поводу разных компьютерных программ, получить советы по их использованию и проконсультироваться, когда возникали сложности. Попросить отсканировать какие-то литературные и картографические материалы, помочь в поиске необходимой информации в Интернете. Надежда строго следила за появлением новых поколений компьютеров и собрала целую «стайку мышей» и ноутбуков разных размеров. Мой первый компьютер тоже оказался из ее коллекции, когда Надя перешла на более продвинутые варианты. Она привезла его, а также коврик для мыши, мне домой и дала первые консультации.
После окончания университета Н. Волкова осталась на нашей кафедре, вела практические занятия по методике полевых физико-географических исследований и иногда помогала при проведении учебной практики в Мещере. Когда у меня во время семестра случались командировки, приходилось договариваться с В.К. Жучковой о том, что она возьмет мои часы, а я подменю её при возвращении. Надежда часто шутила: «Вот Вы обсуждаете, договариваетесь, а в результате оказывается, что на занятия иду я». Она ворчала, но никогда в помощи не отказывала.
Н. Волкова участвовала в написании учебника «Методы комплексных физико-географических исследований» (Н.Л.Беручашвили, В.К. Жучкова). В частности ею были написаны разделы о взаимодействии природных и природно-антропогенных геосистем с глобальными факторами (раздел 1.3) и о природных аквальных комплексах (раздел 1.2), а также совместно с В.К. Жучковой раздел (2.3) о работе с топографическими картами, аэро- и космическими снимками при дешифрировании ПТК.
Кроме нагрузки на кафедре Надежда по просьбе В.А. Низовцева проводила уроки по географии в лицее им. А.С. Пушкина, рассматривала работы школьников во время конкурсов и входила в состав жюри. За эту деятельность была награждена специальной грамотой. Кроме того, она принимала участие в проведении специальных экскурсий для одаренных детей, включающими посещение Храма Христа Спасителя.
Научные интересы Н. Волковой были направлены на изучение пространственной ландшафтной структуры территории, проведение физико-географического районирования и выявление антропогенных изменений при агрогенезе. В основу её кандидатской диссертации легли результаты многолетних комплексных физико-географических исследований в Брянской области. Во время предзащиты на кафедре я выступала в качестве рецензента. Знакомство с рукописью позволило отметить большое количество использованного материала, его глубокую проработку и информативность составленных ландшафтных карт. С учетом опубликованных результатов хочется отметить несколько концептуальных положений, использованных Н. Волковой. Одно из них касается ландшафтной структуры территорий на контакте ополий и полесий. Её трактовка их контрастности согласовывалась с представлениями о существовании природной асимметрии геосистем. Для этого экотона было предложено выделение своеобразных предополий и предполесий, где постепенно исчезают типичные и появляются новые свойства природных комплексов, способствуя усложнению ландшафтной структуры и увеличению разнообразия. Другой интересной разработкой Н. Волковой было использование форм, размеров, взаимного расположения и ориентации западин для установления их связи с особенностями морфолитогенной основы ландшафтов Брянской области. Надежда много часов проводила, вырисовывая цепочки западин при дешифрировании аэроснимков и классифицируя их рисунки, специфические для разных урочищ. Свою систему диагностики по рисункам она обдумывала и продолжала развивать в течение последующих лет. К сожалению, откладывала написание статей, стараясь совершенствовать свою аргументации. Актуальность составленных ландшафтных карт Брянской области проявилась после аварии на Чернобыльской АЭС. Совместно с сотрудниками нашей кафедры (В.Г. Линник, И.В. Мироненко) Н. Волкова занималась установлением закономерностей распределения 137Cs в опольях и полесьях и выявлением ландшафтно-биогеохимических факторов трансформации поля загрязнения этим радионуклидом в Брянской области.
Надежда Волкова не очень часто выступала на кафедре, но включаясь в дискуссию, всегда проявляла глубокие знания о физической стороне природных процессов, о своеобразии географических границ. Говорила, что многие упрощают представление о синергизме, сводя все к эффекту взаимоусиления при взаимодействии факторов, хотя это гораздо более сложное понятие. Активность в поиске информации по разным областям физической географии позволила ей принять участие в составлении статей для новой Российской энциклопедии (например, о внутренних водах СССР в соавторстве с К.Н.Дьяконовым, В.А. Низовцевым и др.).
Полевые исследования Н. Волковой не ограничивались Брянской областью. Вместе с В.К. Жучковой она проводила ландшафтную съемку в Керженском заповеднике (Нижегорское Заволжье) и создала целый «банк данных» из фотографий почвенных разрезов. Параллельно выполняла функции по организации полевых работ и обеспечению необходимым инвентарем. А уж в этом Надя была абсолютным докой, так как не только много времени проводила в экспедициях, но и активно занималась благоустройством их семейного садового участка – доставала доски для домика, планировала грядки, копала, приезжала ко мне на дачу за саженцами вишен и слив. Она любила русскую природу и народные песни, а на кафедральные вечера часто приносила маленькую гармошку и играла на ней. Всегда участвовала в традиционных походах кафедры и осенью при посвящении в ландшафтоведы новых студентов, и зимой в наших лыжных вылазках на масленицу.
Надежда любила что-нибудь мастерить, украшать наш кабинет к Новому году, а ее стол и окружающее его пространство всегда были завалены какими-то папками и коробками. Зная, что я ходила в университетскую изостудию на Моховой, она тоже решила посетить ее и очень тщательно выполнила карандашом рисунок одного натюрморта. Потом в нашем кабинете он долго располагался под стеклом в шкафу за Надиным столом. Однажды ей пришлось принять участие в учебной практике в Приэльбрусье. Там она смастерила очень компактное приспособление («триногу») для моего этюдника, с которым его было удобно устанавливать на склоне. Да и на ровном месте тоже. Желание сделать что-то приятное было одной из важных черт, отражающих её взаимоотношение с коллегами. Как-то летом на день рождения я получила от Нади необыкновенный подарок – специальную сумку, в которой лежало все необходимое для рисования. Там были альбомы для набросков и акварелей, картон, разные виды красок и карандашей, сангина, пастель, растворители и многое другое. Я всегда вспоминаю Надю, когда беру в руки один из подаренных альбомов и достаю акварельные карандаши.