Гвоздецкий Николай Андреевич

(1913-1994)

Профессор, доктор географических наук

Заведующий кафедрой в 1959-1987 гг.

 

 

Роди­лся 15 декабря 1913 г. в г. Петербурге.

Скончался 10 октября 1994 г. в Москве

 

Гвоздецкий Николай Андреевич родился 15 декабря 1913 г. в г. Петербурге в семье служащих. Его отец – Гвоздецкий Андрей Каллиникович, сын военного, агроном по образованию. Мать – Серафима Николаевна, девичья фамилия – Харламова, учительница. Она учительствовала в Вязниках (Владимирская губерния) и в других местах Центральной России. Фамилия Гвоздецких происходит от названия г. Гвоздец в Галиции, ныне Ивано-Франковская область, откуда был родом дед Николая Андреевича Каллинник Иванович.

Детство и школьные годы прошли в г. Иваново. В выходные дни, а особенно на каникулы, он часто выезжал вместе с родителями в деревню Тименки, где было имение родного дяди Н.А. Гвоздецкого художника Н.Н. Харламова. Здесь Коля с увлечением рисовал. Особенно его привлекали картины деревенской природы. За рисованием Коли кроме школьного учителя Щапова Геннадия Николаевича и руководителя кружковцев Казанского Владимира Николаевича внимательно следил его дядя Харламов. Увлеченность живописью, росписью, рисованием Николай Андреевич сохранил на протяжении всей жизни. Где бы он ни находился в экспедиции, на отдыхе всегда в его полевой сумке наготове были цветные карандаши и бумага. Зарисовки, картины с натуры в дальнейшем стали одним из методов его полевых исследований, иллюстрациями к книгам. Рисунки Н.А.Гвоздецкого это не просто пейзажи, а ландшафтные документы. Взгляд художника и географа выявляет и усиливает ключевые природные элементы, создавая яркие, выразительные и в то же время географически точные образы ландшафтов. Чтобы прочувствовать ландшафт отмечал Николая Андреевича, пейзажист должен знать анатомию, т. е. быть немного географом. Географические рисунки начал привозить из экспедиций со студенческих времен. Позднее бледные карандашные эскизы он оживляет акварельными красками. Многие рисунки украшают работы Николая Андреевича, например, книгу “Горы”.

В школьные годы посещал также музыкальное училище. Занятия музыкой он продолжил в университете, в кружке пианистов, играл на концертах, исполняя сложные произведения. С детства проявлял большой интерес к природе, собирал коллекции минералов и ископаемых организмов, гербарии. Мечта стать естествоиспытателем привела его в МГУ.

После окончания одновременно средней школы и музыкального училища в г. Иваново в 1932 г. он поступил на географическое отделение МГУ (позднее реорганизованное в почвенно-географический факультет). И одновременно в Консерваторию в класс Файнберга. Но решил уйти из консерватории и посвятить себя профессионально географии. Среди университетских учителей наибольшее влияние оказали Александр Александрович Борзов, Александр Сергеевич Барков, Иван Семенович Щукин, Александр Николаевич Мазарович. Во время прохождения летних практик в Поволжье и на Кавказе заинтересовался карстовыми явлениями, которые стали одним из основных направлений его научных исследований.

После окончания университета в 1938 г. Николай Андреевич поступает в аспирантуру при НИИ географии МГУ к И.П. Герасимову и заканчивает ее в 1941 г. Будучи аспирантом, совместно с А.С. Барковым принимал участие в организации комиссии по изучению карста при НИИ географии МГУ. С июля 1941 г по апрель 1946 г. – в рядах Советской Армии. Он был призван в армию и сначала служил на юго-западном фронте, затем в Харьковской картографической части. Совмещал службу с научной работой, что было крайне сложно. Он брал с собой на дежурство материалы и в промежутках между вахтой писал работу. В 1943 г. в г. Саратове, находясь на службе, защитил кандидатскую диссертацию “Орография Большого Кавказа”. С 1945 по 1948 гг. доцент Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В МГУ с 1947 г., сначала по совместительству на кафедре общей физической географии географического факультета, с 1948 на кафедре физической географии СССР. В 1948 г. защитил докторскую диссертацию “Карстовые области Большого Кавказа и проблемы морфологии карста на основе их изучения”, степень доктора наук получил в 1949 г. На следующий год выходит первая крупная работа Н.А. Гвоздецкого по курсу. Книга “Карст” (2-е издание), опубликованная в 1951 г., стала важным событием в отечественной географический науке, особенно в карстоведении.

Николай Андреевич работал в Ферганской экспедиции в 1946 г., в 1948–51 гг. принимал участие в полевых работах Восточно-Сибирской экспедиции МГУ, руководил ее карстовым отрядом. Им был открыт и впервые описан район гипсового карста правобережья Ангары и вдоль р. Осы, несколько карстовых районов в Заалайском хребте.

Летом 1950 г. изучал карст хребта Каратау, в 1952 г. будучи научным руководителем Музейной экспозиции НИИ Географии МГУ, руководил ее Закавказским отрядом. Материалы отряда легли в основу физико-географического профиля Кавказа и других экспонатов Музея землеведения МГУ. Неоднократно посещал разные районы Крыма, Кавказа, Карпат, Русской равнины Приволжская возвышенность, Ковровское плато, правобережье Оки, вел исследования в Средней Азии (хребты Алайский и Петра Первого, Восточный Памир, Внутренний Тянь-Шань, Гиссаро-Алай, Алайская котловина, в Центральной Якутии, Западной Сибири, Горный Алтай. Изучал следы древнего оледенения на массивах Скалистого хребта, хр. Кичик-Алай

С 1950 г. до октября 1994 г. (до своей смерти) – профессор кафедры физической географии СССР, с 1959 г. по 1987 г. в течение 28 лет Н.А.Гвоздецкий – заведующий этой кафедрой. Педагогической деятельности отдал 55 лет жизни. С 1939 г. еще обучаясь в аспирантуре, ассистировал в МГУ по курсу методики полевых физико-географических исследований, руководил полевой практикой студентов в Подмосковье и в Северной Осетии. С 1941 г. ассистент в МГУ, в 1945–48 гг. читал лекции по физической географии в МГПИ им. В.И. Ленина, с 1948 г. доцент МГУ, профессор с 1950 г., в звании профессора с 1951 г. Создал и читал в МГУ ряд важнейших для подготовки географа курсов – “Физическая география СССР”, “Основные проблемы физической географии”, уникальный курс “Карстовые ландшафты”. Им написаны учебники и учебные пособия по этим курсам, по методике преподавания географии в вузе и школе. Учебник “Физическая география СССР”, подготовленный им в соавторстве, был пять раз переиздан. По нему учились и учатся несколько поколений географов. Проводил учебные полевые практики в Крыму и на Кавказе. Многократно читал лекции в вузах страны и за рубежом (Софийском, Белградском, Гаванском и других университетах). Подготовил 28 кандидатов и 5 докторов наук.

Основные направления исследований – карстоведение (257 работ по карсту), проблемы физической географии, особенно горных стран, физическая география Кавказа и Средней Азии, физико-географическое районирование. В основе лежит комплексный географический подход. Обосновал и возглавил типологическое направление в ландшафтоведении. Создал одну из первых классификаций ландшафтов СССР. Разработал основы теории горного ландшафтоведения. Автор оригинальных ландшафтных карт, карт районирования, схем высотной зональности на горные территории. Крупный специалист по физической географии Кавказа и Средней Азии. Обобщил материал по горам мира в монографии “Горы” (1987) (с Ю.Н. Голубчиковым). Сформулировал основные принципы комплексного районирования, обосновал метод районирования на основе ландшафтной типологической карты.

Организатор и руководитель межвузовскими работами по природному и экономико-географическому районированию территории СССР для сельского хозяйства, куда входили коллективы 25 университетов и 10 педагогических институтов. На основе выполнены различные виды прикладного районирования. Эти коллективные работы способствовали установлению значительной общности взглядов многих советских географов по вопросам теории и методологии районирования. Автор учения о карстовых ландшафтах. Разработал основы теории карстоведения (типология, районирование карста, классификация карстовых ландшафтов, методы их изучения и оценка). Открыл и изучил новые карстовые районы. Систематизировал данные о карсте мира в монографии “Карст”, вышедшей в серии “Природа мира” (1981). Обобщил материалы по истории географических исследований и открытий, в том числе развитии географии в МГУ, в СССР.

Опубликовал 54 монографии, более 800 научных статей. Многие работы изданы за рубежом.

Организатор и участник многочисленных экспедиций на Кавказе, в Карпатах, Крыму, Средней Азии, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Алтае, Русской равнине. Проводил исследования за рубежом – на Кубе, в Афганистане, Индии, в Африке, в странах Европы.

Председатель физико-географической секции НТС, член президиума НТС по высшему географическому образованию при Министерстве высшего и среднего образования СССР, член нескольких специализированных советов и научных обществ, редколлегий ряда издательств, сборников “Землеведение», председатель Карстовой комиссии АН СССР, физико-географической секции ГО СССР, руководитель географической секции МОИП. Пропагандист и популяризатор географии – многочисленные статьи в энциклопедиях (БСЭ и др.), журналах “Природа”, ”География в школе” и др. Автор страноведческих работ. Хрестоматий, посвященных Африке, Австралии и т.д., был редактором школьных учебников.

Заслуженный деятель науки РСФСР (1974). Награжден пятью правительственными медалями, в том числе “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, ”За доблестный труд», Большой Золотой медалью Географического общества СССР (1992), Золотой медалью им. Н.М. Пржевальского (1974), Премией Д.Н. Анучина (1968) за учебник “Физическая география СССР”, золотыми медалями иностранных университетов и обществ, медалями ВДНХ за участие в создании региональных Атласов (Атлас Целинного края и др.), неоднократно почетными дипломами Географического общества СССР. Почетный член Географического общества СССР, ряда союзных и зарубежных обществ. Диплом почета ВДНХ за физико-географические исследования для сельского хозяйства, грамота издательства “Просвещение” за успехи в издании учебно-педагогической литературы для советской школы (1967).

Именем Н.А. Гвоздецкого названы: карстовая шахта на Караби-Яйле в Крыму, глубиной 191 м, крупные гроты в Дивьей пещере на Урале и в системе Кулогорской пещеры на междуречье Пинеги и Кулоя, ледник в бассейне р. Сарканд на Джунгарском Алатау в Средней Азии.

Эрудит, пианист, художник, владел немецким, французским и английским языками.

Умер 10 октября 1994 г., похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Основные сочинения: “Карст” (1950, 1954, 1981), “Физическая география Кавказа” (1954, 1958), “Карстовые ландшафты” (1973, 1979), “Физическая география СССР” учебник для высшей школы (с Ф.Н. Мильковым и Н.И. Михайловым) (5 изданий), “Физико-географическое районирование” (в соавторстве) (1968), “Основные проблемы физической географии” (1979).

Библ. лит. Известный советский географ и карстовед (К 60-летию Николая Андреевича Гвоздецкого) (авторы В.В.Меннер и А.И.Спиридонов) В кн. Землеведение. Новая серия, Т. Х (L), 1974 г. с. 228-244. Николаю Андреевичу Гвоздецкому – 80 лет. В кн. Проблемы изучения карстовых ландшафтов, Пермь, 1993. Гвоздецкий Н.А. В кн. А.В. Краснопольский “Отечественные географы (1917-1992)”. Т.1, 1993. 60-летие Н.А. Гвоздецкого. Вест. МГУ. Сер. Геогр. 1973, N 6. 70-летие Н.А. Гвоздецкого. Вест. МГУ. Сер. Геогр. 1983, N 6. 80-летие Н.А. Гвоздецкого. Вест. МГУ. Сер. Геогр. 1993, N 6.

 

Основные направления исследований

 

  1. Теория физической географии (особенно горных стран)
  2. Типологический подход в ландшафтоведении
  3. Классификация ландшафтов
  4. Таксономическая система горных ландшафтов
  5. Обоснование комплексного рассмотрения высотных ландшафтных зон и поясов, выявление типов и вариантов структур высотной зональности ландшафтов горных стран на основе выделения типов и подтипов ландшафтов
  6. Физико-географическое районирование
  7. Принципы комплексного районирования (принцип комплексности)
  8. Методика районирования на основе ландшафтной типологической карты
  9. Создание карт физико-географического районирования СССР, Кавказа, Закавказья, Нечерноземного Центра, гор Средней Азии и др.

III. Карстоведение

  1. Исследование условий и факторов формирования карста
  2. Региональные исследования карста
  3. Классификация карста
  4. Районирование карста (подходы и методика районирования)
  5. История карстологических исследований
  6. Прикладные аспекты изучения карста

Концепция карстового ландшафта

  1. Региональные исследования

(Физическая география Кавказа и Средней Азии)

  1. Комплексные исследования разных районов Кавказа (Большой Кавказ, Закавказье и т. д.), Средней Азии (Тянь-Шань, Заилийский Алатау, Зеравшанский хребет, Памиро-Алай, Устюрт, Мангышлак, Прикаспийская низменность и др.), Карпат, Крыма, Русской равнины, Приморья, Центральной Якутии, Алтая, Приангарья.

2. Составление орографических схем на Кавказ и Среднюю Азию

  1. Создание ландшафтных карт на разные районы Кавказа и Средней Азии

 

  1. Географические исследования и открытия
  2. История изучения Кавказа, Средней Азии.
  3. Исследования выдающихся географов (Л.С.Берга, К.К.Маркова, И.С.Щукина, В.Б.Сочавы и др.)
  4. История географии в Московском университете
  5. История развития физической географии в СССР
  6. История географических открытий и исследований в СССР

VI. Страноведение

  1. Описание природы Болгарии, Чехословакии, Польши, Югославии, Кубы, Швеции, Норвегии, Афганистана, Индии, Западной Африки

 

 

Воспоминания о Н.А. Гвоздецком

И.А. Авессаломова

На втором курсе (1960 год) все студенты распределились по разным специальностям, и наша группа на кафедре физической географии СССР была одной из самых больших (18 человек), На первом заседании ее заведующий Николай Андреевич Гвоздецкий сказал, что рад такому новому пополнению физико-географов и пожелал всем успехов. Представил нам преподавателей, упомянув о регионах их исследований. Надо признать, что в течение этого учебного года мы не контактировали с ними, так как слушали курсы по отдельным дисциплинам (метеорология, гидрология, почвоведение, биогеография, картография). Исключение составляла только Вера Капитоновна Жучкова, с которой мы работали в НСО. Николая Андреевича видели только, когда он выходил из лифта и быстро направлялся в свой кабинет. В руках у него был портфель и ракетка. Это означало, что после лекции он будет играть в теннис. Если отсутствовала ракетка, но был большой портфель – пойдет в бассейн. Узнали это от старшекурсников, и Николай Андреевич представлялся нам профессором с высокой спортивной активностью. Это подтверждалось на традиционных лыжных походах, когда он развивал такую скорость, что угнаться было невозможно.

Впервые мы ближе познакомились с Н.А. Гвоздецким летом в Красновидово, когда он приехал посмотреть, как проходит ландшафтная практика второго курса. Наша дружная бригада официально с практики была отчислена за поездку в Москву в выходной день, но продолжала работать в связи с негласным разрешением Н.А. Солнцева. Поэтому мы опасались реакции приехавшего заведующего кафедрой. Он этого вопроса не касался. Сказал, что придет на участки картографирования к каждой из бригад. Когда Николай Андреевич подошел, наша бригада увлеченно обсуждала происхождение воронки у бровки крутого склона реки. По работе в НСО мы сталкивались с карстовыми воронками и, конечно, хотели найти их в Красновидово. Николай Андреевич включился в дискуссию, но считал необходимым все внимательно проверить и сделать ряд профилей. Сказал, что обязательно к нам еще вернется. Попросил меня проводить к соседней бригаде. Пока шли он постоянно останавливался и проверял, как я знаю названия растений. Отвечала на русском и по латыни, даже удостоилась похвалы: «Вы прекрасно знаете флору». А я удивлялась, что такой крупный специалист по горам Кавказа и Средней Азии так великолепно знает флору Русской равнины.

Потом наша бригада весь день искала доказательства появления воронки. Перерыли весь склон вдоль и поперек, но следов известняков нигде не было, даже у самого уреза реки. Вся гипотеза рушилась на глазах. Мы ждали Николая Андреевича и поджаривали сосиски над костром. Купили их в деревенском магазине, так как талоны в столовую отчисленным студентам не полагались. Когда солнце начало склоняться к горизонту, появился наш заведующий кафедрой, от сосисок отказался, но подробно рассмотрел наши описания и профили. Огляделся и вдруг воскликнул: «Вот яблонька растет! Очевидно, здесь около деревни был сад, а яма искусственная, возникла при пересадке дерева». Увидев наши разочарованные лица, сказал: «Молодцы, что проделали такую работу и поняли, что карста здесь нет. У Вас будет много загадок, но знайте – самое главное поиск доказательств; только они могут подтвердить высказанные гипотезы». В этих словах Николай Андреевич давал очень важный и необходимый нам совет для будущих исследований. Когда вернулись на базу, начальник лагеря сказал, чтобы взяли талоны и ходили опять в столовую. Хотя не было сказано, почему такое произошло, мы были уверены – этого добился Николай Андреевич.

Начиная с третьего курса встречи с Н.А. Гвоздецким стали регулярными. Он читал лекции по физической географии СССР (Кавказ и Средняя Азия), основным проблемам физической географии, отдельные разделы по курсу «Физико-географическое районирование». В дискуссиях на кафедре в ответ на нападки Н.А. Солнцева всегда отстаивал свое представление о типологическом понимании ландшафта. Для нас, студентов, эти баталии представляли профессиональный интерес. А я, слушая их, всегда мысленно вставала на сторону Николая Андреевича и негодовала, когда Н.А. Солнцев позволял себе высказываться недопустимо резко.  

Особое место в нашей программе занимал спецкурс «Карстовые ландшафты», который Н.А. Гвоздецкий читал очень увлеченно. Он был всемирно известным карстоведом, его монографии по общим вопросам этого направления вышли еще в 1950-х годах. Мы знали, что его именем названы некоторые карстовые пещеры, провалы и гроты на Урале. Когда по линии НСО мы готовились к изданию разделы о карстовых явлениях в районе Домодедово, Николай Андреевич внимательно знакомился с текстами давал многочисленные советы для продолжения исследований. В другой раз возникла идея проведения зимней экспедиции НСО в одном из карстовых районов Средней Азии (район Оша). Он встретил ее с энтузиазмом и принес свои многочисленные описания и зарисовки пещер этого региона, показывал удобные входы в пещеры и советовал, куда интереснее проползти. В последующем энциклопедические знания Н.А. Гвоздецкого по карстовым процессам и опыт его собственных исследований нашли отражение в прекрасной монографии «Карст», вышедшей в 1980-е годы. Она дает яркое представление о глобальном проявлении этих явлений в разных частях света. Я всегда пользовалась этой фундаментальной книгой при подготовке лекций по физической географии России. Стоит подчеркнуть, что увлеченность познанием карста никогда не покидала Николая Андреевича. При появлении новой базы учебной практики студентов в Сатино он отправился посмотреть, какие там есть интересные объекты. Спускаясь к Протве, обнаружил выходы известняков карбона и сразу принялся измерять падение пластов и другие характеристики. С тех пор это место на Сатинском полигоне, куда всегда приводят студентов, стало шутливо называться «Стена Гвоздецкого».

Возвращаясь к студенческим годам, вспоминаю наши праздничные заседания кафедры. Было много веселых тостов и воспоминаний о разных экспедиционных происшествиях. В такие моменты Николай Андреевич любил импровизировать и очень удачно изображал Ивана Семеновича Щукина, приводя разные курьезные случаи на его лекциях и выступлениях на Ученом Совете. А еще Н.А. Гвоздецкий был настоящим гурманом и знатоком грузинской кухни. Всегда рассказывал, какие вина надо пить в разные времена года, учитывая различия молодых и выдержанных сортов; какие закуски подавать в каждом случае. Говорил, что Хванчкара – только из винограда, растущего на конусах, сложенных карбонатными породами. Остались в памяти и наши вечера на 18 этаже, где Николай Андреевич играл на рояле произведения Шопена.

О предстоящей дипломной практике у меня были самые радужные надежды – поехать в Забайкалье от Лаборатории прикладной геохимии Министерства геологии, где даже заявку на работу обещали сделать. Но все мое планы нарушил Николай Андреевич. Вызвал и сказал: «Ирина Анатольевна. Я уже обещал прислать трех студентов на практику в ИГАН. Это Вы, Кирилл Дьяконов и Алексей Ретеюм. Очень прошу туда пойти и участвовать в теме по переброске стока северных рек». Конечно, я расстроилась, но не смогла отклонить его просьбу. Все лето плавала на плоту по Печоре и узнала много нового о Русском Севере. Весной ИГАН сообщил, что двух мальчиков возьмет на работу, а троих физико-географов не сможет. Когда началось распределение, оказалось, что обещанная мне заявка из Министерства геологии была. Но она была не именная и ее подписал другой человек из нашей же группы, которого раньше вызвали на комиссию. Сижу под дверью в отчаянии, так как остаются только заявки в школу, чего я категорически не хочу. И тут появляется Н.А. Гвоздецкий и говорит: «Не волнуйтесь. Я договорился, что Ваше распределение перенесут на другой день, а сотрудники Лаборатории прикладной геохимии сделают новую персональную заявку специально для Вас». Вот так он помог попасть туда, где я могла заниматься геохимией ландшафта и геохимическими поисками полезных ископаемых.

Первый район моих полевых работ был на Кавказе (медноколчеданное месторождение Шамлуг в р-не Алаверди). Геохимическое опробование и первоначальная обработка образцов. И вот стою в нашем палаточном лагере у импровизированной печи для озоления проб и вдруг подходят двое незнакомых мужчин с рюкзаками и с ними мальчик. Спрашивают, какие исследования проводятся и геолог ли я? Отвечаю, что окончила кафедру физической географии СССР Географического факультета МГУ. И вдруг они одновременно радостно восклицают: «О, кафедра Коли Гвоздецкого! Передавайте ему огромный привет от коллег Тбилисского университета. Приятно встретить здесь его учеников. А мы вот тоже со школьных лет учеников выбираем (и показывают на мальчика). Вырастет –  пришлем к Коле для разностороннего обучения». Вот так хорошо знали и ценили Николая Андреевича на Кавказе. Самое поразительное произошло гораздо позже, когда на нашей кафедре появился Нико Беручашвили. Он учился одновременно в двух университетах, у нас слушал лекции Н.А. Гвоздецкого и А.И. Перельмана, которых тоже считал своими учителями. И докторскую диссертацию защищал в Москве. Вспоминая кавказские маршруты, мы с Нико неожиданно выяснили, что он и был тем самым мальчиком, который со своими наставниками путешествовал по Кавказу. В дальнейшем мы неоднократно встречались в Приэльбрусье, куда он привозил своих студентов.

Как заведующий кафедрой, Н.А. Гвоздецкий старался сохранять ее тематическое разнообразие и сложившийся коллектив. Бывали периоды, когда его состав не расширялся и выпускники разъезжались по разным регионам и организациям. А у нас получилось наоборот – в течение относительно короткого времени на кафедру вернулись четыре человека из нашей группы. Первой была Юлия Кондратова, потом появилась я и вскоре Кирилл Дьяконов. Кроме того, в Мугоджарской экспедиции кафедры, руководимой А.И. Перельманом, работала Римма Смирнова.

В течение многих лет (1960 – 1970 годы) Н.А. Гвоздецкий входил в состав Научно-технического Совета по высшему географическому образованию, созданному при Министерстве высшего и среднего образования, и был председателем секции физической географии. Когда я вернулась на факультет, он попросил помочь в организации работы Эмме Петровне Романовой, которая была секретарем этой секции. В мои обязанности входило поддержание связей со всеми заведующими кафедрами физической географии в вузах нашей страны. Несколько лет я вела с ними оживленную переписку, сообщая о предстоящих мероприятиях, и познакомилась со всеми при проведении конференций в Москве и Ленинграде. Пишу об этом потому, что хочу подчеркнуть особое внимание Н.А. Гвоздецкого к подготовке специалистов физико-географов. Он постоянно интересовался у меня, какие предложения поступили, какие новые спецкурсы предлагаются, какую тематику собирается усилить Ф.Н. Мильков, какие акценты в ландшафтоведении подчеркивает А.Г. Исаченко, и рассматривал многие, многие другие вопросы, поступающие к нам в секретариат. Иногда приходилось что-то срочно принести ему для ознакомления, а однажды даже пришлось ехать домой. Он жил в районе Никитского бульвара. Меня страшно поразила многонаселенность квартиры и количество жильцов, которые встретились в коридоре, пока шли к его кабинету. Там был большой письменный стол и огромная библиотека. Вспоминая эти встречи, думаю, что именно благодаря Николаю Андреевичу поняла, сколько важных методических аспектов возникает при разработке учебных программ.

Другим решением Николая Андреевича было назначение меня его заместителем по научной работе (1980-е годы). Мы вместе со всеми руководителями тем «верстали» планы, а я потом ежегодно на кафедре делала доклады о их реализации. Вижу, как усложнилась сейчас в период компьютеризации (2000-е годы) эта работа, прихожу в ужас от ее трудоемкости. Когда я этим занималась – все было гораздо проще. Но нельзя же делать это бесконечно долго! Решилась, пошла к Николаю Андреевичу и сказала, что пора уже назначить кого-то другого. В общении с коллегами Н.А. Гвоздецкий всегда вежлив. Ко всем обращается на «Вы». Он сказал: «Вы так хорошо мне помогали, но я понимаю Вашу просьбу. Кого предлагаете вместо себя?». Я назвала фамилию возможного приемника. И вдруг он вскричал: «Ты с ума сошла! Это же нас всех изведет!». Я даже опешила. А Николай Андреевич спохватился: «Ой! Пожалуйста, извините Ирина Анатольевна. Я сорвался». Это был единственный случай, когда в моем присутствии он обращался к кому-то на «ты». Ведь интеллигентность была его неотъемлемым качеством.

Н.А. Гвоздецкий был не только эрудитом, крупным ученым, карстоведом с мировым именем, пианистом, но и художником. Только особенным художником, в рисунках которого отражался взгляд географа, знающего и чутко чувствующего природу. Это видно в том, как он показывал формы рельефа и цветовые сочетания предметов. Поселившись в аудитории 2103, мне хотелось повесить одну из картин моего папы. У нас дома был маленький этюд, написанный до войны. Он нарисовал такой же, и над моим рабочим столом появился горный массив среди степи. Зайдя в наш кабинет, Николай Андреевич спросил: «Где Ваш папа сделал этот рисунок?». Говорю, это Ачисай (Туркестанская область). «Как странно» - сказал он – «Я хорошо знаю этот район. Разве там есть известняки?». На мой вопрос, почему речь об известняках, ответил: «Горный кряж нарисован в розовых тонах, а такой цвет дают только известняки». Я засмеялась и высказала предположение – наверное, папа смотрел на все через розовые очки, так как в это время родилась я, а он очень мечтал о дочке. Вспоминаю, как развеселился Николай Андреевич: «Теперь все понятно! В такой момент и граниты можно изобразить розоватыми!». Привожу этот случай, как пример того, что тонкое восприятие природы художником и ученым сочеталось в рисунках Николая Андреевича.

Однажды он приехал к нам в Приэльбрусье. В это время там был Георгий Казимирович Тушинский и по утрам они с Николаем Андреевичем оживленно обсуждали научные работы на станции и весело смеялись, рассказывая анекдоты. Во время одного из маршрутов мы с Александрой Ефимовной Фединой и студентами пошли к леднику Малый Азау, а Николай Андреевич остался на лавовой гряде, чтобы нарисовать массив Донгуз-Орун. Так увлекся, что забыл о коварстве горного солнца и сжег уши до волдырей. Мы были в ужасе, когда на следующий день они стали похожи на грозди винограда. А он не унывал и был очень доволен, что на рисунке удалось отразить сложную вязь разломов, многоликую гамму оттенков и холод ледников. И уже строил планы, как будет в следующих маршрутах рисовать куэсты Скалистого и Мелового хребтов и пещеры с наскальной живописью.

Как-то Николай Андреевич попросил меня зайти в кабинет. На диване, на столе, на стульях были разложены карандашные рисунки. Сказал: «Знаю, что Вы рисуете и ходите в студию. Хочу посоветоваться, какие из них выбрать и чем лучше нарисовать. Ведь эти сделаны цветными карандашами, издательство может такие не взять». Обсудив варианты, решили, что лучше всего подойдет медовая акварель. Эти рисунки и фотографии были предназначены для монографии «Горы» и вошли в нее, в том числе и нарисованные им в Карпатах розовые известняковые утесы.

Ко дню рождения Николая Андреевича мы придумали праздничное поздравление – песню от трех «горянок» (Галина Сергеевна Самойлова, Марина Петрушина и я), исполнили ее на кафедре и преподнесли испеченный Мариной необыкновенный торт. Это была огромная гора с заснеженными вершинами, олицетворяющая неугасающий интерес юбиляра к изучению тайн горных стран. Я всегда буду благодарна Николаю Андреевичу за то, что он не ограничивал тематику наших исследований, поддерживал разнообразие направлений и много лет вел корабль нашей кафедры к новым горизонтам.