Самойлова Галина Сергеевна

(1930-2020)

Доцент

Кандидат географических наук

Г

 

Галина Сергеевна была широко известным и признанным знатоком природы Южной Сибири, большую часть которой она сумела пройти конными и пешими маршрутами. Ею впервые была составлена уникальная по своей детальности и информативности ландшафтная карта Горного Алтая, вошедшая впоследствии в Атлас Алтайского края.

Авторитет Галины Сергеевны был непререкаемым даже для сибирских ученых, и практически все региональные труды обязательно проходили через ее рецензирование или редактирование. Она любила и ценила нашу науку и поэтому была строгим и требовательным ученым, и работы с ее участием всегда отличались высоким научным уровнем и высокой степенью проработки.

Галина Сергеевна была также строгим и требовательным преподавателем, но если она выбирала себе ученика, то становилась для него Учителем с большой буквы, помогающим освоить не только науку сложных экспедиционных исследований, анализа географических данных, но и непростую науку жизни. И ее ученики помнят и любят ее.

 

 

Г.С. Самойлова на Сибинских озерах

 Стоим на берегу озера. Тишина. Все как будто замерло, водная гладь спокойна, на голубом небе ни облачка. Перед нами как загадочный сапфир в причудливой оправе лежит озеро. Его овальная котловина обрамляется дугой крутых склонов, отступающих лишь в одном месте, где остается небольшой участок низкого берега. Они сложены гранитами, на сероватом фоне которых разбросана темно зеленая роспись. «Петрофитные кустарниковые степи. Нам надо обязательно их исследовать» - говорит Галина Сергеевна (Самойлова). И тут ее взгляд опускается к воде и раздается восторженный возглас «Лодка, там стоит лодка! Мы переплывем озеро и сделаем прекрасные описания крутых северных склонов». И действительно, к пологому берегу причалена лодка, частично вытащенная из воды.

Из нашего немногочисленного отряда шофер и двое дежурных (Валерка Михеев и Нина Евсеева) остаются на берегу, а мы втроем направляемся к лодке. «Я на лодке не поплыву, лучше пойду по склону» - решительно говорит Лидия Николаевна (Щербакова). Договариваемся о месте встречи и наша авантюрная «одиссея» начинается. Спускаем лодку на воду, причем Галина Сергеевна ворчит – «Каких-то консервных банок в лодку набросали». Я сижу на веслах, одновременно стараясь разглядывать приближающиеся крутые склоны. Весла с тихим всплеском ласкают зеркальную гладь. В солнечных лучах брызги воды вспыхивают мириадами огоньков. Г.С. следит за курсом, делает предположения о видовом составе кустарников и радуется нашему продвижению к цели. Через некоторое время мы чувствуем какое-то хлюпанье под подошвами кед и понимаем, зачем в лодке присутствуют банки. Она течет! Я продолжаю грести, а Г.С. на время забыв о петрофитных степях, энергично вычерпывает воду. Когда мы достигаем середины озера, она вдруг говорит: «Знаешь, я ведь плавать не умею, во всяком случае долго держаться на воде». Добавив оптимизма в голосе, говорю: «Доплывем, уже половину пути одолели. Пора выбирать место, где будем выходить на сушу». И мы его нашли. Почти там, где намечали, выбирая маршрут. У самой воды невысокая гранитная ступенька, на которую можно вытащить лодку и вылить из нее воду! Вылезаем на берег, оглядываемся и видим вдали наш лагерь, а на склоне силуэт пробирающейся к нам Лидии Николаевны.

Как хорошо, уютно расположившись на нагретых солнцем камнях, чувствовать волнующий запах чабреца, смотреть на небо и таинственную синеву озера. Думать о том, что скрывается с другой стороны окаймляющей его гранитной дуги. Наши размышления прерывает приход Л.Н., которая сетует на трудности передвижения по склону и обилие колючих кустарников, которые ее всю исцарапали. Решаем искупаться перед подъемом и, сбросив всю одежду, погружаемся в воду. Она мягкая и приятно холодит кожу. Наслаждаюсь этой прохладой и плыву, плыву, пока Г.С. озабоченно не кричит мне, чтобы не заплывала далеко.

Освежившись после купания, начинаем штурмовать склон. Впереди, конечно, Галина Сергеевна. Относительно выровненные участки с пятнами кустарников чередуются со скоплениями матрасевидных гранитов. Их округлые глыбы нагромождаются друг на друга, образуя своеобразные ступени. Часто между ними открываются неглубокие трещины, по которым карабкаются вверх кусты шиповника и других кустарников. То тут, то там серебрятся ковыли и выглядывают из камней сизые дернинки типчака. Но самое потрясающее ждет нас на узком гребне и вызывает бурю восторга. Там, на противоположной стороне еще одно озеро. Еще один сапфир в окаймлении гранитных стен! Открывшаяся панорама поражает красотой, зачаровывает и создает впечатление чего-то таинственного. Как будто оказываешься в других неизвестных мирах.

Обратный путь был достаточно экстремальным. Когда мы спустились к лодке, Л.Н. сказала, что больше она ни за что не пойдет пешком по склонам, а поплывет с нами на лодке. «Да, конечно, Лида» - сказала Галина Сергеевна, бросив на меня красноречивый взгляд. Погрузились втроем и оттолкнули лодку от берега. «Зачем здесь банки?» - поинтересовалась Л.Н., а Галина Сергеевна заверила, что скоро она об этом узнает. Чем быстрее я стараюсь грести, тем активнее вода появляется на днище лодки, хотя мои спутницы неустанно работают банками. На середине озера вода поднимается, полностью покрывая наши кеды и стремясь еще выше. До сих пор вспоминаю изумленные взгляды  дежурных, наблюдавших наше приближение к берегу. Им казалось, что мы почти сидим в воде, а я продолжаю усиленно грести. В 50м от берега поток все-таки хлынул через борт, лодка затонула и мы оказались в воде. К счастью, там уже было не очень глубоко и дальнейшее продвижение к берегу прошло без приключений.

Уезжая, мы остановили машину и вышли на дорогу, прощаясь с завораживающим, необыкновенным чудом Сибинских озер. Вокруг уже был иной пейзаж, а в воздухе пахло не чабрецом, а распространялся запах роз. «Это розарии степных низкогорий Калбинского хребта» - сказала Галина Сергеевна. Я никогда раньше не видела на склонах столько маленьких кустиков шиповника, на каждом из которых был один большой розовый цветок. Но это уже другой мир и другие впечатления.

Мои воспоминания о Сибинских озерах относятся к событиям, когда Галина Сергеевна взяла нас, студентов 3 и 4 курсов, с собой на Алтай. Наверное, сейчас (2022 год) Сибинские озера являются местом, притягательным для туристов. Но тогда, в июне 1961 года, на Сибинских озерах царила первозданная тишина. Когда-то в древние века она  нарушалась лишь движением путников по проходящим здесь караванным путям.

И.А. Авессаломова